Студенты онлайн-курсов часто не заканчивают обучение, потому что они теряют мотивацию, их не устраивает монотонность или сложность программы, а также если материал подается однообразно. Чтобы повысить процент завершивших обучение, школы используют разные методики, и одна из них – геймификация в дистанционном обучении: прием, который превращает процесс получения знаний в игру. Давайте разберемся, как работает этот способ, и как его использовать в сфере онлайн-образования.

Что такое геймификация в онлайн-обучении

Геймификация – это улучшение мотивации к обучению методами, характерными для игр (настольных или компьютерных). Например, школьник выбирает вопрос, на который будет отвечать, с помощью кубика. Или в процессе обучения ученик «прокачивает» своего персонажа, выполняя учебные задания. В российских источниках этот процесс еще называют игрофикацией.

Игровые механики давно используются в разных сферах: руководители с их помощью формируют корпоративную культуру, а предприниматели повышают продажи, запуская акции с подарками за покупки. Большинство уроков в младших классах проходят в игровой форме: так школьникам проще усваивать информацию и сохранять вовлеченность в процесс.

Около 20 лет назад педагоги пришли к выводу, что игрофикация в образовании – традиционно сложном, однообразном и монотонном процессе – работает не только с младшими школьниками, но и с учениками старших классов, студентами и даже взрослыми. Со временем эти методики стали одним из трендов EdTech и стали применяться повсеместно. Вскоре началась и геймификация онлайн-курсов: без непосредственного контакта с преподавателем студентам было сложно сохранить интерес к учебе, и разработчики обучающих программ стали использовать методики внешней мотивации (в том числе элементы игры).

Введение в обучающий процесс элементов игры помогает привлечь внимание и улучшить восприятие учебных материалов, а также сохранять мотивацию учиться (например, с помощью уровней, на которые переходит ученик). Геймификацию можно использовать как при организации образовательной платформы в целом, так и при создании отдельного курса или планировании каждого занятия. Таким образом, геймификация в онлайн-обучении проникает на все уровни организации этого процесса, и у этого явления есть неоспоримые преимущества. О них и пойдет речь в следующем разделе.

Преимущества использования геймификации

Любая методика хорошо работает и дает результат только в том случае, если она тщательно продумана и используется с умом. Довольно сложно представить, но обучающие тренинги для юристов или предпринимателей нередко проходят в форме игры. Конечно, подготовка к ним занимает гораздо больше времени, но дает лучший результат. При условии рационального использования геймификация дает следующие преимущества:

  • Учит решать проблемы и развивает критическое мышление. В игре ребенок учится договариваться, а взрослый – выбирать оптимальный вариант достижения цели.
  • Вызывает положительные эмоции, а не отторжение. Эмоциональное подкрепление знаний способствует более качественному их усвоению. Так, связывание типов темперамента с персонажами сказок помогает быстрее запомнить разницу между ними.
  • Упрощает понимание сложных вещей, связывая их с явлениями, которые знакомы студенту. Например, ученикам предлагается сравнить чувства Родиона Раскольникова после убийства старушки и эмоции Таноса после уничтожения половины мира и решить, кто из них «тварь дрожащая», а кто «право имеет».
  • Закрепляет знания через игровую практику. Так ученик помогает Каю сбежать от Снежной королевы, складывая из букв слова на иностранном языке. 
  • Избавляет от страха ошибок. Неудачи – естественная часть учебного процесса, и не нужно их бояться, так как в игре есть возможность все исправить или сделать лучше. 
  • Сохраняет учебную мотивацию с помощью элемента соревнования и наглядности. Студент видит свой уровень относительно сокурсников и хочет сохранить лидерство или улучшить позиции, а для этого нужно усердно учиться и выполнять задания. 

Кроме описанных выше преимуществ, вариативность игровых сюжетов позволяет проиграть несколько способов достижения цели и выбрать оптимальный, что бывает невозможно в реальной жизни. Например, применить разные протоколы лечения виртуального пациента, или безопасно смешать реагенты без расписывания уравнений химических реакций. Той же цели служат виртуальные симуляторы и тренажеры – ученик отрабатывает все возможные варианты в безопасном режиме, и в реальный мир выходит подготовленным.

Кроме того, геймификация в электронном обучении позволяет использовать возможности, недоступные традиционным учебным заведениям: например, создать каждому ученику персонажа, от лица которого он будет действовать. Или организовать личный кабинет так, чтобы он был похож на игровой мир. Если вы ищете работающий способ изменить отношение к учебе у подростков и взрослых, то игрофикация – один из вариантов. В целом она воздействует на когнитивную, эмоциональную и социальную составляющие процесса обучения одновременно, благодаря чему показывает хорошие результаты. 

  Когнитивная Эмоциональная Социальная
Цель  Создание сюжета из учебных задач Воздействие на эмоции Предоставление возможности попробовать себя в разных ролях
Суть метода Оформление задач в форме квеста, у которого есть несколько способов прохождения Стимулирование правильного поведения при изучении темы или освоении навыка Публичная демонстрация своих достижений и результатов
Результат Отражение динамики освоения навыков и повышения уровня Преодоление страха ошибок Изменение восприятия обучения 

Несмотря на все преимущества этой методики, геймификация – не панацея, и не во всех случаях она работает. В частности, всегда есть риск увлечься игрой и забыть про что-то важное. О том, когда этот метод лучше не использовать, пойдет речь в следующем разделе.

Когда геймификация не подходит

Игровые методики хорошо работают, когда внедряются с умом и вписываются в общую систему ценностей учеников. Нежелательно использовать сюжет о межгалактических полетах, если вы создаете курс для программистов. А вот предложить будущим бухгалтерам просчитать бюджет колонизации Луны и оценить, хватит ли им на это накопленных игровых бонусов, – пожалуйста. 

Иногда плюсы геймификации становятся ее недоработками. Неограниченное количество попыток выполнения задания приводит к тому, что учащиеся просто перебирают варианты, пока не получат правильный результат. Мыслительная деятельность при этом не задействована, и материал не запоминается. Кроме того, учащиеся привыкают к мысли, что любую ошибку можно исправить, и их представления о реальной жизни инфантилизируются. Между тем, право на ошибку есть не всегда, и это нужно понимать.

Если вы вводите геймификацию только потому, что это модно и актуально, то лучше сразу отказаться от этой идеи или не торопясь все обдумать. Прежде чем использовать эти методики, необходимо ответить на вопросы:

  • Зачем нам нужна геймификация?
  • С какой целью она будет использоваться?
  • Как будут связаны обучающий контент и игровые элементы?
  • Как игра поможет решить учебные задачи?

Дальше можно определять, какие инструменты будут использоваться, и какие цели они помогут достичь. Подробнее о выстраивании игровой системы поговорим в следующем разделе.

Внешняя мотивация (очки опыта, доски лидеров и т.д.) может вытеснить внутреннюю, и тогда получение знаний отойдет на второй план. Студенты будут зарабатывать бонусы, совершенно не запоминая материал, поэтому нужно тщательно продумывать механику получения очков. Кроме того, согласно исследованиям, способы внешней мотивации хорошо работают с интровертами, но совершенно не действуют на экстравертов. 

Самый серьезный недостаток геймификации – это отрыв содержания игры от реального материала, который нужно изучить (тот самый риск «заиграться»). Сюда относится как огромное количество времени, которое тратится на знакомство с игровым миром и системой наград, так и излишнее упрощение задач в угоду процессу. 

Как использовать геймификацию в онлайн-школе

На сегодняшний день многие дистанционные школы используют геймификацию: у одних обучающая платформа представляет собой некий тематический антураж (онлайн-школа английского погружает в атмосферу викторианской Англии), у других обучение сопровождает виртуальный помощник, а у третьих студенты подключаются к закрытой социальной сети, где делятся учебными результатами и получают обратную связь от сокурсников. Таких примеров может быть великое множество, поэтому мы разделим их на те, которые используются на всей платформе, и те, которые можно применить на отдельном занятии.

В личном кабинете и на платформе в целом

Если удачно совместить в обучающем процессе игровые элементы, механику и динамику, то можно успешно разрабатывать программы онлайн-образования с геймификацией и получать довольных клиентов, которые с удовольствием проходят курс до конца.

Самый популярный способ добавить игру – сделать личный кабинет студента профилем персонажа, которого можно «прокачивать». Соответственно, завершенные модули и уроки будут давать ему очки опыта, игровую «валюту» или открывать доступ к достижениям и наградам. Опыт наглядно показывает прогресс и позволяет переходить к следующему этапу, на «валюту» можно покупать улучшения своего персонажа или продлевать врем сдачи задания, например. А достижения и награды становятся не просто «кубками и грамотами, которые пылятся на виртуальной полке», но дают студенту дополнительные преимущества (изучить уникальный материал или мини-курс, посетить индивидуальную консультацию с наставником и т.д.). Игрового персонажа нужно вписать в интересную легенду, в которой ученику будет интересно существовать, а историю продумать такую, чтобы в ней были сюжетные повороты и динамика (как в игре-бродилке). 

В некоторых LMS (системах управления обучением) есть возможность потратить заработанные очки или игровую валюту на другие курсы или корпоративный мерч. Таким образом онлайн-школа не только стимулирует процесс обучения, но и делает своих студентов носителями бренда и эффективным маркетинговым инструментом. 

Как и многие игры, геймификация поощряет взаимодействие с другими студентами. На обучающей платформе можно не только общаться с сокурсниками, но и видеть их прогресс. Соревновательные элементы помогают сохранить мотивацию, но «турнир» не должен затягиваться на несколько месяцев. Оптимально устраивать регулярные марафоны или ввести систему разных уровней. В некоторых случаях выполнить какое-либо задание можно только совместными усилиями, и в игре найти идеальных напарников среди персонажей проще, чем выбрать команду из сокурсников, о которых вы почти ничего не знаете.

При разработке курса

Даже если не получается геймифицировать обучающую платформу целиком, можно прописать элементы игры для отдельного курса. В этом случае нужно обозначить сеттинг и игровые цели: обозначить мир, основных персонажей и проблемы, с которыми они должны справиться (с помощью студента, естественно). При этом необязательно создавать персонажа, за которого будет «играть» ученик – на одном уроке вы помогаете одному герою, на втором – другому. Так в обучение добавляется сторителлинг.

Сам сеттинг (сюжет) может предполагать несколько вариантов развития событий. Например, ученик не сдал домашнее задание вовремя и не помог персонажу. Теперь его ждет «штрафной круг», после которого он сможет вернуться и продолжить историю. Или в зависимости от результатов промежуточного теста студент продолжает обучение по сложному или, наоборот, простому пути. 

Внутри курса могут быть спрятаны «пасхалки» – дополнительные фишки или опции, которые находит только самый внимательный. Такие приемы есть в обычных компьютерных играх и даже в фильмах, и особо увлеченные фанаты любят их обнаруживать. Почему бы не использовать этот прием в онлайн-обучении? Особые награды можно предусмотреть за выполнение так называемых «задач со звездочкой». Важно сделать так, чтобы их решение было исключительно добровольным, и не влияло на прохождение основного курса. 

Во время занятий 

В рамках отдельных занятий также может быть использована геймификация в онлайн-обучении: примеры такого применения этой методики можно найти повсеместно. Что можно использовать:

  • Отрабатывая навык публичных выступлений, можно дать студентам необычные темы, которые позволят выйти за рамки шаблона и проявить себя. Например, порассуждать, что будет, если вы превратитесь в инопланетянина. Или поставить задачу убедить остальных, что древние греки были великанами. 
  • Ролевые игры активно применяются и на классических уроках, и в онлайн-школах. SMM-менеджерам будет полезно оставить под постом коллеги гневный комментарий от лица определенного человека (ворчливой старушки, сурового военного или молодой мамы в декрете), чтобы студенты научились отрабатывать негатив.
  • Элементы соревнований можно использовать в рамках одного занятия. Например, проверить, кто быстрее напишет небольшую программу для решения математического примера. Или чья рекламная кампания получит лучший KPI.

Это далеко не все примеры использования геймификации в онлайн-обучении, так как их количество ограничивается только вашей фантазией. С помощью этого приема можно одновременно развивать hard skills и soft skills, гармонично сочетая освоение практических навыков и развитие личностных качеств. Разрабатывая образовательную программу дистанционного обучения с геймификацией образования, не забывайте, что ваша главная цель – дать студенту знания и научить его чему-либо, а не развлечь его игрой. Все методические приемы должны отвечать этим задачам.