Фильм о сфере дистанционного обучения журналист Катерина Гордеева выпустила в январе 2022 года. Он посвящен онлайн-школам и их выпускникам, а также теме изменения жизни с помощью образовательных платформ. Героями картины стали несколько бывших студентов онлайн-курсов, а экспертами выступили декан экономического факультета МГУ Александр Аузан, генеральный директор платформы Нетология Марианна Снигирева, политолог Екатерина Шульман, а также бэкенд-разработчик Сергей Вертепов. Они попытались найти ответы на следующие вопросы: почему дистанционное образование стало таким популярным, связаны ли бедность и образование, существует ли «потолок» для обучения, как организован учебный процесс и т.д.

Каждый пятый россиянин недоволен местом, где он трудится, и хочет его поменять

Например, Ирина Кузнецова. Она выросла в Туле, но учиться приехала в Москву. После университета 6 лет проработала в школе учителем французского языка. Работа в принципе нравилась, но делать каждый день одно и тоже на протяжении следующих 70 лет не очень хотелось. На этом фоне развилась депрессия, и Ирина задумалась, а чем она хочет заниматься по жизни. Во время пандемии всех перевели на удаленку, и работать пришлось из дома. Ирина делала презентации и интересные материалы для учеников, верстала методички и готовила иллюстрации и в один момент поймала себя на мысли, что в ней просыпается дизайнер. Оказалось, что за компьютером тоже можно получать удовольствие, а образование удобно получать онлайн. Теперь девушка изучает профессию «UX-дизайнер» в Нетологии. 

30% работающих людей выполняют однотипные задачи и не растут

Так было и у Марианны Снигиревой, которая сейчас занимает должность гендиректора Нетологии. Она родилась в Перми, где закончила филологический факультет и начала работать журналистом. Со временем «выросла» в управленца: возглавляла газету, потом журнал, затем продолжила карьеру в Москве. Все складывалось, но не хватало драйва и разнообразия в профессии. Карьерный тренер помог Марианне понять, что она хочет делать что-то для людей. Уже 3 года она возглавляет Нетологию, и все это время компания растет, поэтому скучать не приходится. 

В России рынок онлайн-образования с 2016 по 2021 год вырос с 20,7 до 53,3 млрд рублей

Политолог Екатерина Шульман так комментирует этот факт: люди хотят учиться на протяжении всей жизни, а не только до 21 года в университете. Поэтому основные потребители онлайн-образования – работающие люди, которые не могут позволить себе получать профессию в традиционной форме. При этом взрослых с каждым годом будет становиться все больше: наше общество стареет, и от этого никуда не деться. И эта огромная социальная группа будет двигать образование вперед.

Студенты рассуждают так: если за то, чтобы избавиться от рутины повседневной жизни нужно заплатить деньги, то почему нет? Возможно, новая профессия принесет гораздо больше, чем сумма, потраченная на обучение. Такая социально-полезная функция онлайн-образования действительно существует. Бедность сильно ограничивает кругозор, заставляя жить день за днем и препятствуя принятию судьбоносных решений. Не все способны самостоятельно понять, что вместо второй смены на работе можно научиться чему-то, что «переставит» тебя на другую ступеньку социальной лестницы. 

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан уверен: если человек волевой, то он добьется успеха, но по этому же признаку и происходит отсев. Если человек обладает талантом, но не обладает волей, учиться ему будет тяжело. 

– Есть ли возрастной ценз в Нетологии? – Лет в 100 поздновато уже

Валентину Гурскому 50 лет, он представитель того поколения, которое воспитывалось по шаблону «школа-университет-работа-пенсия». Десять лет своей жизни он служил на флоте. После армии работал в сфере народного хозяйства, потом открыл магазин приставок, который раскручивал самостоятельно в социальной сети Вконтакте. Занимался всем сам, попутно изучая SMM и таргетинг, со временем стал брать заказы на продвижение чужих проектов. Не так давно заинтересовался геймдев-сферой и пошел на курсы изучать мобильный маркетинг. Работодатели опасались брать на работу «возрастного» сотрудника, но Валентин добился своего и сегодня работает в стартапе с 10 игровыми проектами. Также он подрабатывает аспирантом в Нетологии: помогает студентам с домашними работами и поддерживает в общем чате. А месяц назад он поступил на курс по разработке Android-приложений, чтобы разговаривать с разработчиками на одном языке. 

Не все студенты приходят на курсы, чтобы изменить профессию

Нетология серьезно подходит к изучению вопроса мотивации своих студентов. Пройти короткий курс проще, чем выдержать год постоянной учебы на профессиональной программе. Кроме того, компания выясняла, как онлайн-обучение меняет жизнь человека. Оказалось, что не все студенты учатся, чтобы сменить работу. Кто-то просто хочет совершенствоваться или прокачать отдельный навык, повысить должность или зарплату. Пока нельзя собрать курс только из нужных блоков, поэтому студенты приходят учиться, проходят нужные темы и уходят без диплома. Сейчас в Нетологии есть индекс Transformation rate, который показывает, у скольких человек жизнь изменилась после обучения. По итогам 1 квартала 2021 года 53% выпускников сказали, что поменялось. 

Александра Гроховская выросла в Томске, там же училась в двух университетах. Теперь она астрофизик, пишет диссертацию по галактикам и живет в маленьком городке при обсерватории. Однажды она выиграла конкурс ко дню рождения Нетологии и получила грант на обучение на любом курсе. Александра выбрала машинное обучение и Data Analytics – это отличные темы, чтобы внедрить их в астрофизику. В диссертации Александра исследует статистически большую выборку галактик, поэтому ей важно найти способ автоматизировать анализ терабайтов информации. Кроме того, на курсе девушка выучила Python и постепенно перевела на него всю обсерваторию. 

Lifelong learning – абсолютный тренд нового времени 

Нынешние 60-летние люди – первое поколение, которое получило +15 лет активной жизни, но общество пока не знает, что с ними делать. Естественное занятие зрелом возрасте – учить других, но можно попытаться научиться чему-нибудь самому. В Нетологии сейчас около 6% студентов старше 55 лет, и в этом плане онлайн-образование – важный шаг в борьбе с эйджизмом (дискриминацией по возрасту). Оно убирает возрастное неравенство, ведь если у тебя есть цель, все остальное неважно. Все герои фильма признают, что меняться и учиться никогда не поздно. Главное – решить, для чего тебе это нужно, и после этого не страшно начинать новую жизнь, даже в солидном возрасте. А если ты продолжаешь работать на нелюбимой работе, то теряешь больше денег из-за проблем со здоровьем и психотерапевтов. 

В онлайне нужно заставлять себя учиться, не имея поддержки и должной обстановки

Валентин Гурский вспоминает, как в военном училище их постоянно контролировали, там нельзя было не прийти на занятие или не сделать домашнюю работу. При онлайн-обучении студент предоставлен сам себе, его никто не заставляет ничего делать. По большому счету, продающему курсу все равно, закончили вы его или нет, – компания получила свои деньги. Профессиональные курсы Нетологии проходят до конца всего 20% студентов, но не всем это и нужно. 

Многие студенты отмечают, что им не хватает обратной связи, мимики, жестов преподавателя, живого взаимодействия между наставником и учеником. Когда студент доказывает теорему, он играет спектакль и ждет реакции зрителя, а в онлайне такого нет. Зато если ты в общем чате спросишь какую-нибудь глупость, об этом сразу всем станет известно.

После начала пандемии эта сфера переживает бурный рост, поэтому активизируются мошенники. Обычные студенты рискуют лишиться больших денег или не получить знания, на которые рассчитывали, из-за нечистых на руку коучей.

Онлайн-обучение предполагает множество удобств

Дистанционный формат обучения удобнее, так как ты занимаешься в своем ритме, никуда не надо ехать, выкраивать время. При этом вы не ограничены только одним источником знаний, а можете брать информацию отовсюду. Здесь вы становитесь менеджером своей карьеры и самостоятельно планируете свое пожизненное образование.

Студенты онлайн-курсов не остаются один на один с компьютером, так как, во-первых, они объединены общей целью. А во-вторых, есть human touch: сотрудники школ регулярно пишут студентам и спрашивают, куда они пропали, когда сдадут «домашку» и т.д. Преподавателю можно задать любой вопрос в чате или в мессенджере.

Традиционное образование не успевает за изменениями рынка. Пока студент учится в течение 4 лет разрабатывать мобильные приложения, в этой сфере несколько раз поменяются тренды. А оперативно обновлять учебные программы и стандарты никто не будет.

Сейчас 60% студентов Нетологии – из регионов, потому что 80% хороших вузов находятся в Москве и Санкт-Петербурге, а Россия большая. Многие онлайн-платформы получают лицензию и выпускают программы совместно с университетами или именитыми лекторами, которые точно не захотят портить свою репутацию связью с сомнительными площадками. Так и происходит верификация школы, чтобы ее студенты могли поменять свою профессию и делать то, что хочется, чувствовать себя уверенно и профессионально расти. А какую роль в вашей жизни сыграло онлайн-обучение?