Разработка игр – сфера, в которой крутятся огромные деньги. Пользователи покупают скины для своих персонажей, расширение территории или наборы различных бустеров, а владельцы игры снимают сливки и богатеют. Поэтому неудивительно, что в геймдев стремятся многие вчерашние и сегодняшние игроки, ведь это так заманчиво – сделать любимое хобби способом неплохого заработка. Кстати, о зарплатах в отрасли мы и поговорим подробнее. Но сначала разберемся, какие должности вообще есть в сфере разработки игр
Профессии game-индустрии
Путь игры от идеи до пользователя никогда не был простым: чаще всего игровой продукт становится результатом работы большой команды специалистов.
От геймдизайнера зависит практически весь игровой процесс. Он решает, по каким правилам, в какой локации и с каким результатом будет проходить игра. Также геймдизайнер должен просчитывать и соблюдать игровой баланс, чтобы игра не была слишком простой или сложной, и делать ее интересной для разных типов игроков. Часто (особенно в небольших студиях) этот специалист занимается также разработкой уровней, но сегодня эти профессии стараются разграничить.
Художник (2D или 3D) отрисовывает все элементы игрового мира – антураж, внешний вид персонажей и отдельные функциональные предметы (например, аптечка в шутере или тыквы, собранные с фермы). В работе ему важно соблюдать пропорции объектов и работать в едином стиле.
Программисты воплощают в жизнь функционал игры. Они «оживляют» персонажей и окружающую среду, нарисованную художником, чтобы они работали так, как это придумал геймдизайнер. Здесь тоже есть разделение на серверную разработку и работу с клиентским интерфейсом.
Тестировщик – не менее важная профессия в геймдеве. Он проверяет, нет ли багов в игре и корректно ли выполняется код, написанный программистом. Считается, что тестировщик просто целый день играет, но на самом деле он обычно не только обнаруживает ошибки, но и предлагает пути их исправления. Ему нужно знать чуть меньше, чем программисту, но в коде желательно разбираться.
UI/UX-специалист занимается проектированием игрового интерфейса и пользовательского опыта. Другими словами, он продумывает, где, что и как будет расположено, чтобы игрок двигался по локации так, как этого требует игровой процесс. Также он может предугадать, когда пользователю понадобится подсказка или дополнительное предложение, и прописывает их.
Это далеко не все профессии, занятые в производстве игр. Как и в других технологичных сферах, здесь есть менеджеры проектов и продуктов, аналитики и продюсеры, и другие узкие специалисты (например, аниматоры или звукорежиссеры). Чаще всего они работают в одной компании, но бывает так, что абсолютно все обязанности по созданию игры берут на себя несколько человек (инди-разработчиков). Также распространен вариант, когда «в штате» работают разработчики, геймдизайнеры, тестировщики и художники, а остальных специалистов компания привлекает на контрактной системе или заказывает необходимую работу фрилансерам.
Как бы красиво ни звучала мечта воплотить в жизнь идею абсолютно новой игры, определяющей целью будет получение прибыли или хотя бы стабильной зарплаты. в следующем разделе выясним, сколько зарабатывают разработчики игр в России, и постараемся понять, почему существует разница между окладами.
Зарплаты в геймдеве России в 2021 году
Как и в любой другой сфере, на зарплаты в геймдеве оказывают влияние множество факторов. Среди них уровень знаний (а иногда и пол) специалиста, местоположение компании, жанр игры и т.д. Очевидно, что программист будет зарабатывать больше тестировщика, а сеньор – больше джуна. Но на какие суммы сможет рассчитывать конкретный специалист, если захочет сменить профессию и уйти в геймдев?
Зарплаты в штате и на фрилансе
Весь 2021 год прошел под знаком пандемии, поэтому количество «удаленщиков» увеличилось и продолжает расти. Владельцы бизнеса и топ-менеджеры обнаружили, что содержать большой офис невыгодно, а работники эффективно трудятся из дома. А сами сотрудники, которые перестали стоять в пробках по дороге на работу и после нее, получили дополнительное время на сон и отдых, стали чувствовать себя более продуктивными. Все это привело к тому, что зп разработчика игр на фрилансе и «удаленке» теперь выше, чем у работника в штате.
В среднем удаленный специалист может зарабатывать до 200 тысяч рублей ежемесячно. При этом он может работать на столичную (или даже иностранную) компанию, а жить в провинции, например. Штатные сотрудники российских компаний зарабатывают в среднем 80 тысяч рублей. Думаем, не нужно объяснять, что сотрудников с зарплатой в 30 000 рублей в разы больше, чем тех, кто получает больше 200 000.
Зарплаты в столицах и в регионах
Одна из самых неоднородных по уровню оплаты сфер – это разработка игр: зарплата специалиста в Москве и Санкт-Петербурге будет выше, чем в остальных российских регионах. Но на деле разница ощущается только для специалистов уровня middle и выше.
Средние данные о зарплатах в геймдеве по двум столицам и России в целом мы собрали в таблицу.
Москва | Санкт-Петербург | Россия | |
junior | 77 000 | 75 000 | 65 000 |
middle | 150 000 | 130 000 | 123 000 |
senior | 315 000 | 290 000 | 250 000 |
Как видим, уровень зарплат в Санкт-Петербурге ненамного выше, чем в среднем по России, а в Москве опытные разработчики и геймдизайнеры зарабатывают больше. Но воспринимать эти данные как истину в последней инстанции не стоит, так как разброс сумм в зависимости от конкретной профессии также достаточно велик.
Зарплаты в зависимости от профессии
iOS-разработчики сегодня ценятся выше, чем программисты, пишущие код под Android, – это справедливо как для сферы создания мобильных приложений, так и для геймдева. Кстати, если сравнивать зарплаты создателей компьютерных игр, то они в разы больше, чем оплата труда разработчиков проектов для «мобилок».
На основании результатов опроса Values Value и Ingamejob мы выяснили, сколько платят разработчикам игр и другим специалистам game-индустрии. Итак, самая высокооплачиваемая работа – аналитик (до 290 тысяч рублей в месяц). Неудивительно, ведь анализ данных – перспективная специальность, в которой сегодня спрос превышает предложение. На втором месте – маркетолог. Специалист, способный «продать» игру как можно большему числу игроков, оценивает свой труд в сумму до 220 тысяч рублей в месяц.
Среди программистов больше всего зарабатывают разработчики игровых движков – в среднем они получают почти 190 тысяч рублей в месяц. Опытные гейм-дизайнеры трудятся за зарплату около 150 тысяч рублей (правда, зарплата миддлов на 40% ниже). Тестировщики зарабатывают на уровне 2D-художников (до 110 000 рублей), еще меньше оплата труда у сценаристов и локализаторов (около 75 000 рублей).
Другие зарплаты в гейм-индустрии держатся на уровне около 80 тысяч рублей:
- 2D-аниматор – 60-100 тыс. руб.
- 3D-аниматор – 60-120 тыс. руб.
- Продюсер – 70-200 тыс. руб.
- Звукорежиссер – 30-90 тыс. руб.
- Локализатор/переводчик – 45-100 тыс. руб.
Как видим, зарплата разработчика игр в России достаточно высокая, чтобы в эту сферу стремились попасть многие начинающие специалисты. Вы наверняка удивитесь, но в странах СНГ специалисты гейм-индустрии получают еще больше. Не верите – изучите следующий раздел.
Зарплаты в геймдеве в странах СНГ
В среднем зарплата специалиста гейм-индустрии среди русскоговорящего сообщества стран СНГ составляет 90 тысяч рублей. В Беларуси и на Украине уровень зарплат выше, чем в России, и на это есть несколько причин. Во-первых, оплата труда здесь базируется на долларе и ориентируется на него. Во-вторых, большинство украинских и белорусских игровых студий либо выполняют заказы западных компаний, либо являются их представительствами. И в-третьих, спрос на специалистов пока превышает предложение, поэтому компании привлекают сотрудников в том числе высокими зарплатами.
Прежде, чем вы узнаете, сколько зарабатывают на разработке игр специалисты стран СНГ, мы должны обозначить несколько важных замечаний. Game-рынок Беларуси сосредоточен по большей части в Минске: медианная заработная плата здесь составляет около 1500 долларов в месяц. В регионах же она в среднем в 2,5 раза ниже. Украинские компании гейм-индустрии есть в Киеве, Львове и Харькове, причем если в столице медианная зарплата 1500 долларов, то в других городах она ненамного ниже. Средняя зарплата разработчика игр в России в целом меньше, чем у их белорусских или украинских коллег. Приблизительные зарплаты специалиста по отраслям (в долларах) приведены в таблице ниже.
Россия | Беларусь | Украина | Медиана | |
Разработчик | 2100 | 2400 | 2700 | 1620 |
Гейм-дизайнер | 950 | 1500 | 1300 | 1300 |
Художник | 942 | 720 | 1230 | 942 |
Менеджер | 1800 | 3000 | 2000 | 2000 |
Поддержка | 942 | 960 | 1100 | 1000 |
Аналитик | 1700 | 1750 | 1900 | 1820 |
Как нетрудно заметить, украинские художники зарабатывают больше, чем их коллеги, так как они рисуют на аутсорс для европейских и американских компаний. В Беларуси лучше остальных живут гейм-дизайнеры, а российские специалисты могут рассчитывать на европейские суммы только если они выходят на уровень выше middle. В целом зарплаты в геймдеве остаются высокими относительно других IT-специальностей, но больше всего получают даже не разработчики, а аналитики. В этой сфере многое зависит от специализации сотрудника. Медианная ставка тех, кто занимается анализом данных, обычно выше, чем у продуктовых аналитиков, а разница составляет в среднем 300 долларов.
Также стоит отметить, что сотрудники службы поддержки пользователей часто выполняют функции специалистов по работе с комьюнити. Если вспомнить, что игровые студии Украины и Беларуси ориентированы на западное сообщество, то для работы им жизненно необходим хороший уровень английского языка (а еще лучше владеть 2-3 языками), поэтому и зарплаты у них выше. Далее рассмотрим уровень оплаты труда геймдев-специалистов в США.
Сколько платят сотрудникам игровых студий в США
Как и в других странах, зарплаты в геймдеве в США не отличаются однородностью – разница в оплате доходит до 30 000 долларов в месяц. В среднем специалисты получают около 80-100 тысяч долларов в год, но многое зависит от опыта и квалификации работника, размеров компании и даже штата, в котором она работает. Senior-разработчик вполне может заработать в год сумму в 5 раз большую, чем средняя по стране.
Интересно изучить распределение зарплат по американским городам. Принято считать, что на Западе труд айтишников оплачивается выше, чем на Востоке. Так, в Лас-Вегасе сотрудники игровых студий получают около 7 тысяч долларов в месяц, а в Сан-Франциско – уже больше 11000 долларов ежемесячно. Но нужно понимать, что жизнь в Америке стоит недешево: до трети ежемесячного дохода уходит на налоги и обязательные выплаты, страховку, аренду жилья и другие расходы. Поэтому многие разработчики, гейм-дизайнеры и другие специалисты из стран СНГ не торопятся с переездом в Штаты, а предпочитают работать на фрилансе.
Если проанализировать вакансии американских компаний, размещенные на популярных сайтах по поиску работы, то опытный Unity-разработчик из России может зарабатывать от 150 до 300 тысяч рублей в месяц «чистыми» (после вычета налогов). В качестве требований к кандидату учитывается владение C# и .NET Framework, а также принципов ООП, умение решать задачи различной сложности и наличие портфолио (оно в США ценится выше, чем диплом об образовании).
Итак, мы разобрались, сколько зарабатывает разработчик игр в США, и узнали, как обстоят дела на game-рынках России и стран СНГ. Теперь обратим внимание на доходы игровых студий в целом и выясним, откуда они получают средства для ведения бизнеса.
Как зарабатывают на разработке игр
Если вы создаете платную игру для ПК или консоли, то основной ваш доход будет идти от ее продажи. Дистрибьютор (магазин или цифровой сервис) выкупает игры оптом и платит создателю за каждую проданную копию.
Выясним, как зарабатывают разработчики игр для мобильных устройств, если их игровые продукты можно скачать бесплатно. В нашей стране немногие готовы платить за скачивание игры. Зато потом увлеченного игрока легко стимулировать потратить свои кровно заработанные на игровые «плюшки». В одних проектах за настоящие деньги покупается привилегированная одежда и «прокачка скиллов» персонажа, в других – продление акционного события или безлимитные жизни, и почти во всех – внутриигровая валюта (монеты, кристаллы и т.д.). Какие еще способы хорошо работают:
- Конфискация награды (игрок получает весомую награду, но, чтобы сохранить ее навсегда, нужно заплатить);
- Повышение сложности (первые уровни можно пройти без труда, но затем сложность растет, и без покупки бустеров/оружия/дополнительных ходов и т.д. вы застрянете на месте);
- Улучшения (артефакты или возможности, которые действуют ограниченное время или постоянно и дают игроку доступ к привилегиям. Например, премиум-статус не расходует жизни и дарит 5 дополнительных ходов на каждый уровень)
- Пошаговое расширение или открытие игры (более сложные уровни, новые персонажи или участки земли на ферме, серьезные поединки с хорошими призовыми становятся доступны только после оплаты)
В отдельно взятой игре может использоваться комбинация этих способов монетизации. В большинстве случаев заинтересованный игрок без сожалений «донатит» в игру и таким способом может тратить по несколько десятков тысяч рублей в год (а иногда и в день). А теперь представьте, если таких игроков – сотни?
Теперь выясним, сколько можно заработать на разработке игр, если у вас собственная игровая студия и вы ведете хотя бы один проект. Продолжают работать вышеперечисленные способы монетизации, но также можно использовать рекламу. Самый изощренный, но красивый способ, – органичная интеграция. Например, персонаж ездит на машине определенной марки или получает дополнительную энергию от шоколадных батончиков узнаваемой фирмы. Подобных вариантов может быть много, но их использование должно быть оправдано. В частности, нужно сделать так, чтобы интеграция смотрелась не чужеродно, а также предусмотреть порядок действий при расторжении договора.
Второй способ – реклама внутри приложения. За нее отвечают App Store или Google Play: если ваша игра имеет хороший рейтинг и большое количество скачиваний, то вы станете привлекательной рекламной площадкой и будете получать деньги за просмотры. Правда, суммы здесь небольшие, и вы не сможете проконтролировать, какие именно ролики или баннеры видят ваши игроки. Зато можно продавать опцию отключения рекламы.
Какой бы способ рекламы вы ни выбрали, нужно сначала позаботиться о продвижении своего проекта и формировании комьюнити игроков. Можно ли заработать на разработке игр, если не заниматься раскруткой – можно, но в месяц вы получите около 5 долларов. А если вложиться в продвижение или выпустить дополнительно платную версию, то можно заработать около 4000 долларов за месяц на не самой трудозатратной (в плане разработки) игре.
Мы выяснили, как зарабатывают на разработке игр игровые студии, но многие из них начинают свой путь к успеху как инди-разработчики. Как пробиться на игровой рынок самостоятельному специалисту и на какой доход можно рассчитывать?
Сколько зарабатывает инди-разработчик
Обычно игры создаются в студиях, где работает целая команда разноплановых специалистов – разработчиков, художников, дизайнеров, тестировщиков, маркетологов и аналитиков. Но в некоторых случаях большинство этих ролей совмещает один человек, которого и называют инди-разработчиком.
Инди-разработчик – это независимый (independent) специалист, который самостоятельно разрабатывает какую-либо игру без поддержки крупных компаний. Иногда он входит в небольшую команду разработчиков, но в целом в своей работе совмещает несколько функций.
Чтобы проект инди-разработчика стал коммерчески успешным, специалист должен обладать достаточным уровнем компетенций или найти энтузиастов с горящими глазами. На начальном этапе после релиза игры разработчик может заработать не больше 10 тысяч рублей за неопределенный период (неизвестно, когда к игре придет успех). Если разработкой занимаются 3-5 человек, то они быстрее выйдут на доход в 50000 рублей, в командах до 10 специалистов уже на первой игре можно заработать до 350 тысяч рублей.
Сложно сказать, сколько зарабатывает инди-разработчик игр в штате, но эта сумма явно будет больше, чем у медсестер или учителей информатики. Российские эксперты называют сумму от 25 до 150 тысяч рублей ежемесячно. На зарплату влияет «прописка» компании, уровень компетенций и другие факторы. Например, разработчик в Москве заработает 155000, в Санкт-Петербурге – на 30 тысяч меньше, а в Новосибирской области его ежемесячный оклад составит меньше 50 тысяч рублей.
На Украине инди получают в среднем около 40 тысяч гривен (110 тысяч рублей), и эта сумма увеличивается пропорционально опыту. А специалист, сотрудничающий с компаниями в Европе или США, может зарабатывать в среднем от 70 до 200 тысяч рублей в месяц в зависимости от занятости (частичной или full-time).
Сколько получает Unity-разработчик
Unity – один из самых популярных движков, на котором сегодня создана большая часть игровых проектов. Эта платформа распространяется бесплатно и позволяет делать игры для ПК (Windows, Linux или iOS) и консолей (Xbox или PlayStation).
Сказать определенно, сколько зарабатывает разработчик игр на Unity, сложно, так как конкретные суммы зависят от региона, опыта специалиста и формата его работы. Рассмотрим эти условия подробнее.
Чем выше уровень знаний Unity-разработчика, тем больше он зарабатывает. Junior может рассчитывать на сумму около 60 тысяч рублей, middle – около 90 000, а senior-специалист будет получать от 120 до 180 тыс. рублей ежемесячно. Но это средние зарплаты, значительно отличающиеся в зависимости от города, в котором работает сотрудник. Для наглядности зарплаты штатных разработчиков в Москве, Санкт-Петербурге и в регионах России мы собрали в таблицу:
Junior | Middle | Senior | |
Москва | от 45 до 80 тыс. руб. | от 60 до 180 тыс. руб. | от 120 до 500 тыс. руб. |
Санкт-Петербург | от 45 до 70 тыс. руб. | от 50 до 120 тыс. руб. | от 80 до 300 тыс. руб. |
Максимум и минимум по России | от 20 до 80 тыс. руб. | от 50 до 180 тыс. руб. | от 80 до 500 тыс. руб. |
Зарплаты выше 150 тысяч рублей, кроме двух столиц, встречаются также в Казани, Новосибирске и Екатеринбурге.
Зарплата разработчика игр на Unity также отличается в зависимости от формата работы специалиста (в штате, на фрилансе, собственный проект). Оклад штатных сотрудников мы уже рассмотрели, теперь черед «удаленщиков». Фрилансеры получают от 35 до 300 тысяч рублей, причем эти суммы одинаковы как для столицы, так и для России в целом, но чуть выше фриланс-разработчиков ценят в Санкт-Петербурге. Финальный заработок зависит от опыта специалиста и скорости его работы. Например, на разработке прототипа Android-игры можно заработать 7500 рублей, а задание по внедрению рекламы на фриланс-бирже оценивается в 22 тысячи рублей.
Суммы, которые можно заработать на собственных проектах, мы обсудили чуть выше. В следующем разделе обсудим, как стать востребованным профессионалом game-индустрии.
Как стать геймдев-специалистом
В предыдущих разделах мы расписали высокие зарплаты в game-индустрии, но ни слова не сказали о том, где учатся будущие разработчики, геймдизайнеры и художники. Сегодня получить любую профессию этой сферы можно онлайн. Рассказываем, где именно.
Онлайн-школа, которая специализируется на подготовке профессионалов для индустрии создания игр, – XYZ School. Школа сотрудничает с крупными игровыми студиями и отдельными специалистами. Здесь можно освоить разработку на Unity и Unreal Engine, научиться создавать 2D и 3D графику и анимацию, стать геймдизайнером или продюсером игр:
- Годовая программа «Инди-разработчик» идеальна для тех, кто уже хотя бы немного владеет C# и движком Unity, но хочет прокачать свои навыки и в одиночку с нуля создать рабочую версию игры.
- Годовая программа «Геймдизайнер» научит придумывать игровые концепции, создавать уровни и нарративный дизайн.
- Курс «Hand Paint» за 3 месяца поможет научиться создавать текстуры и любое стилизованное оружие (не хуже, чем в WoW).
Научиться делать игры можно и на курсах GeekBrains. Например, здесь можно получить профессию «Разработчик игр на Unity» и создать свой первый игровой проект. А если вам ближе дополненная и виртуальная реальность, то поступайте на факультет разработки VR/AR и создайте до 14 интерактивных проектов для портфолио.
В Skillbox большой выбор обучающих программ в сфере геймдева – почти 40 профессий и больше полусотни курсов. Например, здесь можно получить профессию «3D-аниматор», изучить Autodesk Maya и Houdini, чтобы уже через 8 месяцев работать в игровой студии или брать заказы на фрилансе. Также здесь есть отдельная программа «Монетизация в играх», полезная как для инди-разработчиков, так и маркетологов и продюсеров.
На платформе ITproger можно практически бесплатно изучить уроки по конкретным движкам и платформам. Например, на курсе «Создание игры на Unreal Engine 4» можно написать шутер. Или на программе «Дополненная реальность» научиться встраивать AR-объекты в классические игры.
А если вы хотите прокачать свои навыки и расширить область компетенций, можете пройти на видеохостинге Udemy курс «Unity для профессионалов» и вырасти до специалиста уровня middle. А для педагогов будет полезной программа «Unity: создание игры викторины», после прохождения которой вы сможете создать собственный квиз и использовать его в процессе обучения.
Если среди вышеперечисленных курсов вы не нашли свой, изучите все обучающие программы онлайн-школ на нашем сайте. Мы поможем с выбором всем, кто планирует стать высокооплачиваемым профессионалом game-индустрии!
Оставьте свой комментарий
Здесь пока ничего нет.